Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

 

 

 

 

Конспект занятия по песочной игровой терапии
Тема: «Путешествие в песочную страну»

 

Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.

Задачи:

- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;

- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;

- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком;

- развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

- развивать связную речь детей через рассказы друг о друге;

- развивать эмоционально-волевую сферу детей;

- воспитывать умение играть дружно, выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию.

Материалы: песочница - деревянный ящик с сухим песком, пулевизаторы по количеству детей, салфетки для рук, игрушка - Песочная Фея, игрушки для песочной игротерапии, кисточки, магнитофон.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети и педагог находятся в группе. Слышится звук колокольчика.

Педагог: - Ребята, что за звук? Откуда он раздаётся?

Дети прислушиваются и отвечают: - Звук доносится из песочницы!

Педагог: - Давайте же скорее откроем волшебную песочную страну и посмотрим, кто же зовёт нас?

Педагог открывает песочницу.

Педагог: - Странно?! Здесь никого нет! Наверное, мы потому никого не видим, что забыли произнести волшебные слова перед игрой с песком. Скорее же встанем в круг и произнесём их.

Дети встают в круг и произносят волшебное заклинание:

"В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтобы злодеев побеждать,

Мало просто много знать,

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А ещё желательно

Делать всё внимательно!"

(Звучит музыка, педагог показывает фигурку песочной Феи.)

2. Основная часть.

Педагог: - Ребята! Вот кто нас звал! Это Песочная Фея - хозяйка Песочной страны. Она что-то говорит? (Педагог делает вид, что прислушивается к словам Феи.)

- Ребята, она говорит, что в Песочной стране случилась беда. Злой тролль заколдовал её. Она просит нас о помощи, так как жители волшебной страны видели, какие вы дружные и внимательные были на прошлом занятии. Поможем Песочной Фее?

Дети: - Да, конечно!

Педагог: - Но сначала нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать своё имя, ведь песочная Фея не знает, как к нам обращаться.

(Дети вместе с педагогом встают вокруг песочницы и по очереди называют своё имя.)

Педагог: - А теперь, давайте расскажем Песочной Фее о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что каждый ребёнок рассказывает не о своих добрых делах, а о том, какие добрые поступки совершил ваш друг, стоящий рядом. Так мы докажем Фее, что не подведём её и готовы помочь ей в спасении жителей песочной страны.

(Дети составляют рассказы друг о друге.)

Педагог: - Ребята, Фея сказала мне, что теперь она точно знает, что именно вы должны помочь ей победить тролля и спасти песочных жителей. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и произнести волшебные слова. Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок?

(Дети называют волшебные слова из сказок.)

Педагог: Я сейчас вам скажу заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

"Песочная Фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

К волшебной стране путь покажи"

(Звучит музыка.)

Педагог: - Вот мы и очутились в песочной сказочной стране. Видите, она совсем пустая. Давайте же скорее вызволим жителей страны из неволи. Возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём заклинание:

"В темницу друзей заточили враги,

Взмахнём нашей кисточкой

Раз, два и три

И наших друзей мы спасём из беды!"

Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех углах Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Педагог: - Какие вы молодцы, ребята! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у жителей Песочной страны глазки, они улыбаются вам! И вы в ответ улыбнитесь.

Педагог: - Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите всё вокруг разрушено. Нам с вами предстоит создавать всё сначала. Посмотрите на песок. Он какой?

Дети: - Сухой.

Педагог: - А можно ли из такого песка что-нибудь построить?

Дети: - Нет!!!

Педагог: - Нам надо оживить песок. А что нужно всему живому: растениям, птицам, животным, людям для жизни?

Дети: - Вода!

Педагог: - Конечно, вода! Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовём дождик, который поможет нам всё оживить, ведь у дождика все капли - волшебные.

Упражнение "Песочный дождик"

Каждому ребёнку выдаётся пулевизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.

Педагог: - Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

"Дождик, лей веселей!

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап! Кап-кап!"

Педагог: - Вы, хорошие помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого тролля, который заколдовал песочную страну мы так и не победили!

Упражнение "Победитель злости"

Звучит музыка

Педагог: - Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого тролля. А какой он, тролль, как вы думаете?

Дети: (злой, не любит детей, не хороший, страшный и т.д.).

Дети по примеру педагога делают каждый свой шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот.

Педагог: - Это "шар-злюка". Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого тролля, не забывая про волшебные слова: "Прогоняем злость, приглашаем радость"

(дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).

Педагог: - Теперь медленно разровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого тролля? Молодцы! Мы победили злость и справились с заданием.

Упражнение "Узоры на песке"

Педагог:- Ребята, посмотрите, в Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо помочь вернуть красоту маленькому миру. Вы любите рисовать?

(Дети отвечают.)

Педагог: - Тогда, давайте, скорее, нарисуем пальцами и руками красивые узоры на песке, а потом украсим их волшебными камушками и бусинками. Посмотрите, какие узоры можно нарисовать (педагог рисует узоры: волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте и вы свой узор.

(Дети выполняют задание.)

Педагог: - Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

(Дети отвечают, комментируя свои ответы.)

Педагог: Теперь нужно, чтобы в стране царили радость и счастье, как было раньше.

(Заучит песня "Маленькая страна".) Посмотрите, что ещё мы расколдовали (педагог протягивает детям коробочку с растениями, зданиями, животными)

Дети расставляют предметы на песке

Педагог: - Ну вот, Песочная Страна ожила! Фея очень благодарна вам за помощь и теперь с нетерпением будет ждать вас к себе в гости. А нам пора прощаться с жителями волшебной страны и возвращаться в группу.

По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками и садятся на стулья.

3. Итог (рефлексия, оценка).

Педагог: - Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?

Дети: - В гостях у Песочной Феи.

Педагог: - А что мы делали в Песочной стране?

Дети: - Спасали её жителей от злого тролля и оживили саму страну.

Педагог: - Каким был песок в песочной стране?

Дети: - Сухим и влажным.

Педагог: - Чем отличается сухой песок от влажного?

Дети: - Сухой песок - сыплется, из него нельзя ничего построить, а влажный наоборот.

Педагог: - Мы сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение, что нового для себя вы узнали?

(Дети отвечают.)

Ритуал "выхода" из Песочной страны

"В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!"

 

 

 

 

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Песчинки» с применением технологий пескотерапии.

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники, коррекция негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный уровень агрессии).

Коррекционная задача: стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.

Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:  Песочница, игрушка Песчинка, влажный песок в отдельной емкости, цветы с тактильными покрытиями, стулья на каждого ребенка; поднос с песком для коллективной работы; магнитная доска; магнитофон, диск или флеш-носитель с записью музыки, звуков природы и голос Песчинки; коробка с мелкими игрушками, предметами; мягкий коврик для релаксации, подушки-думки; лейка с водой, тазик, бумажные салфетки для мытья рук.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, проходите, я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)  

Солнышко лучик тебе протянул, (Протянуть руки в центр круга)  

Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки)  

Доброго утра пожелало! (Прижать ладони к груди)

Ребята скажите, в какое время года играют песком?

Ответы детей: летом.

Воспитатель: Правильно, а еще мы можем поиграть в песок в любое время года в нашей комнате.

 

Воспитатель приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.

 

Воспитатель: Ребята, я знаю такую волшебную песочную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Это Песочная страна. И сегодня мне из этой страны от Песчинки пришла пригласительная открытка. Вот она, сейчас мы ее прочтем.

 

Воспитатель читает открытку. «Дорогие ребята! Я давно вас жду в гости. А сегодня вы мне особенно нужны. Быстрее, быстрее – я вас жду! Ваша песчинка».

 

Воспитатель: Какая странная открытка. Почему Песчинка нас так ждет? Что же нам дети делать?

Дети: (Ответы детей)

 

Ритуал «входа» в Песочную страну:

Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз.

Звучит тихая музыка.

Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песчинка, приди! Открывайте глазки и садитесь на стульчики. Воспитатель:  берет в руки куклу – Песчинку. Посмотрите, кто нас встречает?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте повторим правила Песочной страны, чтобы Песчинка убедилась, что мы их хорошо знаем. Музыка затихает. Дети вместе с психологом повторяют правила поведения в песочной стране:Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя песком кидаться! Можно строить и творить; Горы, реки и моря – Чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, Ничего не разорять! Это мирная страна Дети, поняли меня?

Воспитатель: Молодцы! Все правила запомнили!Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?

Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.

Воспитатель:Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики – это живые существа. В волшебной песочной стране живут не только змеи и вараны, здесь гуляют звери и из леса. Они оставляют свои следы.Игра «Необыкновенные следы»Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.Ход игры:«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

 

Мишка косолапыйПо лесу идет, Топ-топ-топ..«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.Маленькие зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок!Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).Змея очковая в пескеОчки вдруг потеряла.Ползет она в большой тоске,Ползет куда попало.

 

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение У сороконожки заболели ножки.Видишь на дорожке снятые сапожки?Отряхните пальчики. Молодцы!

 

Воспитатель приглашает детей встать и пройти к столу, на котором разложеныизображения весенних цветов с различными тактильными покрытиями (соль, песок, рис).

Воспитатель:Посмотрите какую волшебную клумбу посадила для нас Песчинка. Что вы видите?

Дети: Весенние цветы!

Воспитатель: Выберите себе любой цветок, потрогайте его и расскажите о нем. На что он похож? Как он называется?

Дети: (Ответы детей)

 

Звучит грустная музыка.

 

Воспитатель: ребята, смотрите, Песчинка загрустила. Что случилось.

 

Звучит аудио запись.

 

Песчинка: у меня кроме красивой клумбы, больше ничего нет во дворике. Вы уйдете, а я буду скучать. Правда у меня есть волшебная коробка, но открыть ее могут только детские ручки.

Воспитатель: Ребята, давайте откроем коробку и посмотрим, что в ней.

 

Дети рассматривают содержимое коробки.

Воспитатель: Давайте в ящике с песком сделаем Песчинке нарядный дворик. Возьмите из коробки все что вам понравиться и расставьте фигурки на песчаном дворике.

 

Дети выполняют задание.Воспитатель просит детей комментировать свои действия.

 

Воспитатель: Посмотрите на Песчинку, она повеселела.

 

Звучит веселая музыка, затем

 

голос Песчинки: Какая красивая стала моя страна, в ней есть все о чем я мечтала, она теперь еще лучше прежней. Спасибо вам, ребята.

Воспитатель: : а нам пора возвращаться. Но сначала выполним важное правило: После игры с песком - помой руки! Проходите к лейке.

 

Моют руки, вытирают бумажными салфетками.

Ритуал «выхода» из Песочной страны:

В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

 

После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочной страной и Песчинкой.Дети прощаются с Песчинкой. Психолог накрывает куклу.Устали после путешествия? Давайте немножко отдохнём.Упражнение «Релаксация»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закрывайте глазки и слушайте меня.

(Звучит релаксационная музыка)

Впереди у нас волшебный сон; Реснички опускаются; Глазки закрываются; Мы спокойно отдыхаем; Сном волшебным засыпаем; Наши ручки отдыхают; Наши ножки отдыхают; Губы чуть приоткрываются; Все чудесно расслабляются.

Воспитатель: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаем и присядем на стульчики.Рефлексия.∙ В какой стране мы с вами сегодня побывали?∙ Чем вам запомнилась эта страна?∙ Чем мы занимались в этой стране? Что вам больше понравилось? А что не понравилось?∙ Давайте вспомним какой песок на ощупь?∙

Ребята вам понравилось играть с песком?

Воспитатель: Теперь, мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились! »А теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики с улыбкой желтого цвета и печальные серого цвета, если вам сегодня на занятие понравилось и вас все получалось, возьмите желтый смайлик, если вам не понравилось и вам было трудно, то возьмите серый смайлик. Прикрепите смайлики на доску.Ребята спасибо вам за работу на занятии! А от Песчинки вам из Песочной страны пришел подарок – песочное печенье к чаю. До свидания.

Конспект занятий для детей старшего дошкольного  возраста «Песочная страна»

Цель занятия: стабилизировать эмоциональное состояние детей.

Задачи: развивать кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти.

Оборудование и материалы: стол с песком для песочной терапии, фреска с цветным песком для каждого ребенка, мультимедийная доска.

Ход занятия:

Педагог. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас.

Ребята, вы любите путешествовать? А хотели бы вы отправиться в необыкновенную страну? (Ответы детей).

Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране. Но эта страна не просто волшебная – она песочная! Чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова. Вы готовы к приключениям? Тогда вперед!

Звучит музыка.

Педагог.

«В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.

Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно,
Делать все внимательно!»

Педагог. Молодцы ребята! Давайте возьмемся за руки и скорее отправимся на поезде в «Песочную страну». Вот мы и оказались в нашей Песочной стране. А вы знаете, что здесь живут одни волшебники? А вы хотели бы стать волшебниками? Отлично, тогда наденем волшебные колпачки.

Педагог. Ребята, как вы думаете, что же стоит на столах перед вами? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Педагог. Загадка.
Из меня куличек печь удобно, только есть его нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Педагог. Правильно, снимите салфетки, перед вами песок.

Берите песочек проходите в нашу сказочную мастерскую.

Педагог. В сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит. (Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.) Почувствуйте какой песочек прохладный , как приятно вашим ладошкам. Вам нравиться ребята?

Педагог: Посмотрите, как песочек сыплется струйкой. (Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку)

Педагог: Ребята, подумайте и скажите, что еще можно делать на песке? (высказывания детей)

Педагог: Правильно, на песке, мы можем рисовать. Ребята давайте положим ладошку на наш песок, а теперь уберем руку и посмотрим, что осталось? (Ответы детей)

На что может быть похож отпечаток ладошки? (Рассуждения детей)

Педагог дорисовывает усики и помогает детям увидеть и дорисовать бабочку. (Дети любуются красивой бабочкой).

Педагог: Вдруг откуда ни возьмись, налетел ветерок, и бабочка улетела… (Дети разравнивают песок ладошкой)

Педагог: Ребята, хотите другой рукой потрогать волшебный песок?

(Делают отпечаток левой руки)

Педагог. Ой, ребята, что за «чудо» с иголками нарисовалось? Посмотрите, сколько иголок у нашего гостя, а вот и маленький носик!

Ребята, а вы знаете, что в сказочной стране растут необыкновенно красивые цветы. Давайте положим ладошки на песок. Посмотрите, какой красивый цветочек, а давайте его раскрасим волшебным песком. Дети, вам понравился наш цветочек? Отлично.

Педагог. Ну что мои юные волшебники, а теперь давайте пройдем в нашу песочную лабораторию, где вас ожидают волшебные песочные картинки.

(Дети рисуют на фресках, цветным песком).

Рефлексия.

 

Конспект занятия по песочной терапии для детей подготовительной группы «В гости к лету»

 

Цель: Развивать активность и любознательность детей с помощью песочной техники.

Задачи:

Реабилитационные задачи:

• стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.

• развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.

Образовательные задачи:

• формирование навыка экспериментирования с песком;

• обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи:

• развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

• развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи:

• воспитывать аккуратность;

• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

• столы и стулья на каждого ребенка;

• фартуки по количеству детей;

• подносы с песком по количеству детей:

• песочница;

• цветной песок;

• песочница с кинетическим песком;

• предметные картинки «Правила техники безопасности при работе с песком»;

• музыкальный центр;

• камешки и ракушки разного размера;

• макароны разной формы.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Наши гости пришли узнать, как и чем интересным занимаются детки в детском саду. Давайте им покажем наше занятие и поучим их так же хорошо заниматься? Договорились?

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Добро»

Цель: создание положительного настроя, на совместную продуктивную работу.

Воспитатель: Я хочу поделиться своим теплом с (имя ребенка…

Воспитатель передает добро в ладошки ребенку.

Дети передают в ладошке доброту друг другу и называют имя другого ребенка.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? А какое время года вы любите больше всего? Почему?

А хотите прямо сейчас отправиться в лето?

Сюрпризный момент

Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек. В этом мешочке находиться частичка лета. Как вы думаете, что здесь может быть?

Ребята, потрогайте, пожалуйста, мешочек и скажите, что здесь находиться? Какой он на ощупь?

Правильно, это песок. Он поможет нам попасть в лето.

Идем за мной тихонечко на цыпочках. Посмотрите. Что здесь? (песок)

А вы любите играть с песочком?

Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давайте вспомним правила игры с песком.

Правила игры с песком (в картинках)

1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!

2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!

5. После игры с песком – помой руки!

Воспитатель: Молодцы! Все правила запомнили!

Упражнения «Здравствуй песок!»

Воспитатель: Давайте поздороваемся с песочком. Положим наши ладошки в песок. Здравствуй песок!

Послушайте, он очень тихо с нами здоровается.

Игра «Чувствительные ладошки»:

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный, шершавый - гладкий, мягкий – твердый, холодный)

Упражнение «Песочные капли» (Звучит музыка «шум дождя»)

Воспитатель: Набрать песок в кулачок, потихоньку разжимать его и смотреть на тонкую струйку песка, второй рукой.

Набрать щепотку песка (посолить)

А еще в нашей песочнице идут необычнее дожди. Песочные! Подставьте свои ладошки под такой дождик!

Сначала дождик маленький, а затем большой.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения

Воспитатель: А чтобы попасть в лето, мы пойдем по дорожке. Сделаем дорожку прямую, узенькую пальчиком, извилистую, широкую сделаем кулачками. По дороге видим гору. Собираем весь песок в центр.

Теперь поднимаемся в гору не спеша и спускаемся. Пошли дальше.

Когда мы идем, на песке остаются наши следы. Сделаем их пальчиками, сначала маленькие, а затем большие.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!

«Ползет змея» - ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой в разных направлениях.

«Бежит сороконожка»

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»)

Покажите, как оставляют следы животные на песке

Воспитатель раздает игрушечных зверей. Дети оставляют отпечатки игрушек

на песке

Физминутка

Воспитатель: Ребята, идем за мной дальше.

1. Теперь полетели птицы (на цыпочках по кругу)

2. Идем по ручейку. Поднимаем носочки, чтобы не промокнуть. (на пяточках)

3. Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

4. Пошли пингвины

5. Идут гусята (гусиным шагом)

6. А теперь попрыгали лягушата (прыжки)

7. Зайчики поскакали и следы оставили. Молодцы!

Рисование по песку

Воспитатель: Устали? Присаживайтесь. Займите свои места.

Скажите еще раз, какое время года сейчас? (Весна).

А что было до весны? (Зима)

Давайте нарисуем зиму. Что идет зимой? (Снег) Нарисуем пальчиками снег, а теперь сугробы. Что мы лепим из снега? (Снеговика) Нарисуем снеговика. А теперь разыгралась метель и потихоньку наступила весна.

Что происходит весной? (говорят и рисуют на песке) Светит солнышко, стало теплее, снег тает,побежали ручейки, мы пускаем кораблики, прилетели птицы, распускаются листья на деревьях, растет трава, цветут первоцветы. Красота!

А вот и наступила долгожданное лето! Что происходит летом? (Цветут цветы, летают бабочки). Плывут облака, затем они превращаются в тучку и начинает лить теплый грибной дождь, появились грибочки, созрели ягоды. Но вот выглянуло солнышко и появилась радуга.

Дыхательная гимнастика «Радуга»

Все закрыли глазки. Представим перед собой большую красивую радугу. На вдох поднимаемся на радугу, выдох – спускаемся с радуги. На вдох поднимаемся на радугу, выдох – спускаемся с радуги.

А летом вы любите купаться в воде? Нарисуем речку.

А давайте пойдем купаться! Встали и поплыли!

Физминутка

Спортивное упражнение. (Круговые движения руками)

Воспитатель: Смотрите, ребята, куда мы приплыли? (подходят к столу – планшету)

Игра «Песочные прятки»

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

Воспитатель: Ребята, нам надо найти еще одну частичку лета, тогда лето станет к нам еще ближе. Давайте погрузим наши ручки в песок.

Что вы здесь нашли? (ракушки) Какие они?

Посмотрите, а это простые ракушки, речные? (морские) Да мы с вами приплыли к морю! А чтобы нашим ракушкам не было скучно, нарисуем их друзей - морских обитателей. Кого мы можем нарисовать? (медузу, кораллы, рыбки, осьминоги)

Дети вместе рисуют море и морских обитателей.

Воспитатель: Ребята, хотите сделать своих рыбок? Посмотрим, у кого какая рыбка получиться.

Работа с кинетическим песком.

Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику.

Подходят к столу с кинетическим песком и лепят фигурки рыб.

А как плавают рыбки? Покажем?

Физминутка

Рыбки плавают – резвятся

В теплой чистенькой воде.

То сожмутся, разожмнутся

То зароются в песке.

Воспитатель: Вот мы и приблизились к лету.

Игра – упражнения «Песочное лето»

Цель: Создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).

Воспитатель: Ребята, давайте разукрасим наше лето в цвета радуги, чтобы лето было веселым, ярким, солнечным!

Ребёнок на песке с помощью цветного песка рисует лето; украшает лучики солнца различными предметами.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, радостные картинки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием.

Воспитатель: Устали? А теперь немножко отдохнём.

«Сотвори солнце в себе»

Воспитатель: В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт в себе мир. Звездочка опять увеличилась, Направляем лучик с добром, и звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становиться большой, как солнце. Оно несёт тепло все – всем (руки в стороны перед собой). Спасибо!

Воспитатель: Молодцы! Мы славно поиграли в песочек. Что мы сегодня с вами делали? Оставляли следы, отпечатки, рисовали, пересыпали, лепили из песка.

Скажите, что было самым интересным, что вам больше всего понравилось?

А что было самым сложным?

Упражнение «Я дарю свою дружбу»

Воспитатель: Я дарю свою дружбу (имя ребенка) …

Далее дети передают друг другу в ладошки дружбу.

Воспитатель: А теперь подарим нашу дружбу и тепло нашим гостям. (Дети дарят поделки солнышки гостям)

 

 

Конспект НОД в подготовительной группе "Песочная лаборатория". Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: сформировать познавательные представления детей о песке и его свойствах.
Задачи:
образовательные:
1.Развивать представление о песке как об объекте неживой природы, познакомить детей со свойствами песка в ходе практической деятельности; представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
2.Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях
животного мира пустынь;
3.Развивать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано.
развивающие
1. Развивать познавательную активность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.
Активизация словаря:
Сыпучий, тяжелее, легче, лаборатория, воздух, вода, пусто, пустой, пустынь, лупа.
Предварительная работа: работа с глобусом, чтение энциклопедии по данной теме; создание вместе с детьми макета «Пустыня»; создание в группе мини-музея «Такой разный песок»; игры и экспериментирование с песком в центре природы; рисование песком на световом столике; знакомство с правилами безопасности при проведении эксперимента, рассматривание различных видов песка (кинетический, кварцевый).
Материалы и оборудование: Мультимедийная доска, видеофильмы «Животный мир в пустыне», «Использование песка человеком»; стол у воспитателя с оборудованием для экспериментирования с песком; весы.
На столах у каждого ребенка: 2 тарелочки с сухим и сырым песком, 2 пластиковых стаканчика, воронка, ложечка, палочка, трубочка, формочка, бутылочка с водой, лупа, салфетки бумажные, поднос.
Методы и приемы:
Наглядные: использование интерактивной доски, просмотр видеофильмов, показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка.
Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.
Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций.
Игровые: видеоролик для проведения физкультминутки «Чударики».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу электронную почту, пришло письмо от ваших друзей- малышей. Давайте его посмотрим и послушаем (на экране появляются малыши). Привет ребята, мы вместе с вами ходим в наш любимый детский сад. Сегодня мы приготовили для вас загадку.
Загадка:
Из камней он появился, зернами на свет родился. Желтый, красный, белый и немножко серый. Я люблю из него лепить, а еще ножками по нему ходить…
Он речной и морской, замечательный такой!
Ответ детей: Я думаю, что это загадка про песок.
Молодцы! Отгадали загадку. А у нас к вам еще вопрос? Мы очень любим играть в нашей песочнице: строить башенки , куличики… Но мы заметили, что иногда наши куличики рассыпаются. Почему так происходит? Расскажите нам все, что вы знаете о песке.
На экране появляется картинка с песком.
Воспитатель: Ну, вот такое у нас сегодня задание от малышей. Ребята, а зачем вообще нужно знать все о песке?
Дети. Знать свойства песка и уметь ими пользоваться.
Воспитатель. Я приглашаю вас в нашу песочную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети. Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.
Воспитатель. Раз, два покружись и в исследовате6лей превратись.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Каждый ученый прекрасно знает правила безопасного поведения во время экспериментирования. Давайте их вспомним.
Дети:
Каждый работает на своем рабочем месте, не толкаясь и не мешая другому;
После экспериментирования убирать все на место;
Работать аккуратно;
Если грязные руки, пользоваться салфеткой;
Не шуметь;
Не дотрагиваться до рта, глаз и лица.
Воспитатель. Посмотрите на свои столы. У вас оборудование. Все это пригодится нам в работе.
Опыт 1.
Предлагаю Вам прикоснуться левой ладошкой к песку, который лежит на тарелочке слева от вас.
Воспитатель. Какой это песок?
Дети - сухой.
В нашем электронном журнале появился значок – солнышко, значит мы будем говорить о песке сухом.
Воспитатель. Приложите правую ладошку на тарелочку справа от вас. Какой это песок?
Дети: сырой.
Воспитатель: В нашем электронном журнале появился еще один значок – капелька, значит мы будем говорить о песке сыром.
Опыт 2.
Воспитатель. Предлагаю вам взять лупу и посмотреть через нее на сухой и сырой песок. Что вы можете сказать , из чего состоит песок
Дети. Песчинки, маленькие частицы, камешки….
Воспитатель. Сравните песчинки. Что вы заметили?
Дети. Разной формы, блеск, прозрачность….
Какого цвета сухой песок?
Дети. Светлого цвета.
Какого цвета сырой песок?
Дети. Темного цвета.
Сухой песок светлый, поэтому это свойство песка мы отметим в нашем журнале желтым кругом.
Сырой песок темного цвета, поэтому это свойство песка мы отметим в нашем журнале коричневым кругом.
Опыт 3.
Воспитатель. Возьмем стаканчик и воронку, попробуем насыпать сухой песок. Что произошло? Что вы заметили? (Песчинки движутся, и их движение похоже на течение.)
Воспитатель. Почему песок легко сыпется?
Дети. Он сухой и сыпучий.
Воспитатель. Возьмите другой стаканчик, переставьте воронку и положите сырой песок в воронку. Что произойдет?
Какие выводы можно сделать?
Дети Не сыпучий.
Воспитатель. Какие вы молодцы, вы подметили еще одно свойство песка – сухой песок сыпучий (на экране появляется значок), а сырой не сыпучий. (появляется значок, характеризующий свойство сырого песка).
Опыт 4.
Воспитатель. Предлагаю вам, мои юные ученые взять бутылочку с водой. Аккуратно налить через воронку воду и перемешать ее вместе с песком с помощью ложечки.
А теперь переставим воронку в другой стаканчик, и проделаем то же самое с сырым песком.
Подумайте, а каком свойстве песка мы будем сейчас говорить?
Дети. И сухой и сырой песок не растворились в воде .
Отметим это свойство в нашем электронном журнале. На экране появляются значки.
Опыт 5.
Воспитатель. Предлагаю вам, мои уважаемые ученые с помощью формочек определить: имеют ли сухой и сырой песок форму? Расскажите о своих наблюдениях. Молодцы. Вы определили еще одно свойство песка – сухой песок не имеет форму, а сырой форму имеет (на экране появляются соответствующие значки).
Опыт 6.
Воспитатель. Предлагаю вам сделать еще одно открытие . Возьмите трубочку и тихонько подуйте в нее на сухой песок, а теперь на сырой. Какие выводы можно сделать? (В сухом песке между песчинками находится воздух, он легко разлетается, _он легкий. В сыром песке между песчинками вода, тяжелый и не разлетается.)
Воспитатель. Чтобы более точно узнать, что сухой песок легкий, а сырой тяжелый, в этом нам помогут…. – ВЕСЫ.
Воспитатель предлагает одному из детей подойти к весам. Насыпь на одну чашу весов две ложки сухого песка, а на другую чашу две ложки сырого песка. Что вы заметили?
Дети. Сырой песок тяжелее сухого). На экране появляются значки – перышко и камень.
Воспитатель. Ну что ж ребята, я вам предлагаю подвести итоги о свойствах сырого и сухого песка.
Дети по значкам на интерактивной доске рассказывают о свойствах сырого и сухого песка.
Воспитатель. Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.
Физкультминутка: «Чударики».
Воспитатель. Мы с вами полетали и над горой , и над лесом. А теперь, подумайте, над чем летит ваш самолет. На экране картинка пустыни.
Уважаемые ученые я предлагаю вам порассуждать, что такое пустыня.
Дети -Это огромная территория на нашей планете, покрытая песком.
Воспитатель. Вы верно подметили – пустыня это природная зона, огромная не заселенная территория, где днем бывает очень жарко, а ночью холодно. Где дуют настоящие песчаные ветры, собирая миллионы песчинок в огромные песчаные холмы – дюны. Подумайте, на какое слово похоже слово пустыня
Дети - пусто, пустой, пустынь.
Воспитатель. Верно. Но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные хорошо приспособились к существованию в пустыне. Кого из животных мы можем увидеть в пустыне?
Дети рассказывают, а на экране появляются картинки животных: верблюд, змеи, варан, насекомые и др.
Для этих представителей живой природы песок необходим для жизни.
Воспитатель. Уважаемые исследователи как вы считаете , а нужен ли песок нам – людям. На экране появляются картинки- коллаж, где используется песок - в производстве стекла. В строительстве. Песок добавляют в цемент для производства кирпича. Для здоровья полезно ходить босиком по песку. В создании песочных скульптур, В медицине используются песочные часы.. Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар.
Воспитатель. А зачем песок детям?
Дети. Игры в песочнице. В художественном творчестве - рисовании кварцевым песком и на песке. В лепке–лабиринтов, панно.
Воспитатель. Молодцы, мои юные исследователи, вы помогли разобраться нашим друзьям – малышам, что такое песок, какими свойствами он обладает и как его использовать?
Отправим им наш ответ. На экране появляется конверт.

 

Презентация на тему: Песочная Лаборатория

 

 

Ефимьева Екатерина Вадимовна

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с "Золотой ключик"


 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.